четверг

Как написать хороший рассказ

Многие писатели, несмотря на то, что имеют в своем творческом арсенале множество разных жанров, остались в глазах поколений корифеями рассказа. Я очень уважаю Чехова-драматурга и Чехова-мастера повести, но его рассказы - для меня всегда нечто особенное. Ни с чем и ни с кем не сравнимое. Так сложилось, что высшим эстетическим наслаждением (счастьем, можно сказать) было для меня, улучив редкие мгновения свободы, поваляться с томиком Чехова на диване, упиваясь его парадоксальными бытовыми ситуациями, неподражаемыми образами, совершенно изумительным словом. Читать и перечитывать Чехова я могу, кажется, бесконечно. И хотя сегодня я уже имею немаленький опыт издательской работы, до сих пор меня поражает это удивительное мастерство так кратко и так мастерски писать. Это, безусловно, талант. Но ведь никто не запрещает и нам почерпнуть из великого источника.
Так что всем начинающим с писания рассказов я всегда советую читать и перечитывать Чехова. Этот мастер лаконичного слова может сказать и практически помочь молодому автору куда больше, чем многочисленные умные пособия по стилистике жанра.
Но вряд ли буду оригинальна, если скажу, что написать хороший рассказ не легче, а сложнее, чем большое произведение. К роману или повести у читателя, увязшего в хитросплетениях сюжетных линий, может и не возникнуть вопроса: а к чему это всё? Что касается рассказа, где сюжет короток, интрига на поверхности, количество персонажей ограниченно, а авторская мысль сквозит в каждой строчке, в том случае, если вам не удастся убедительно мотивировать действия своих героев и показать цель своего повествования, у читателя обязательно останется некоторое недоумение.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА хорошего рассказа:
1. Интригующая завязка. Она укладывается в рассказе в один-два абзаца. И главная ее цель: удержать читателя, направить его дальше, значит, важно придумать эту «зацепку» для его внимания. Завязка не обязательно должна представлять собой «авторское описание» ситуации — сделать его эффектно не каждому удаётся. По моему опыту, будет проще для вас и лучше (в смысле интереса) для читателя, если вы сделаете «вход» в рассказ в виде начала-диалога или начала-сценки. Пофантазируйете. ВАЖНО: Не тормозитесь на завязке. Не получается — идите дальше. Литераторский опыт подсказывает, что как раз к ней подавляющее большинство авторов возвращается, и не раз! Так что когда «распишетесь», начало рассказа можно будет отточить и подработать в нужном ключе.
2. Четкая сюжетная линия. Прежде чем приступить к творению, нужно очень хорошо продумать сюжет, проработать его в своем сознании. Понять цель. Главную цель рассказа. Если по поводу долгоиграющих произведений существуют расхожие мнения о том, что «героев» можно в какой-то момент «отпустить» и они вполне убедительно заживут своей собственной жизнью, иногда совершенно неожиданной для самого автора, то к рассказу это не относится. Вы с самого начала должны очень ясно представлять, зачем вы его затеяли. Иначе он просто «развалится» на ваших глазах.
3. Хороший рассказ всегда имеет неожиданную парадоксальную концовку. Читателя надо чем-то потрясти, шокировать, на худой конец, хотя бы удивить. После прочтения хорошего рассказа у него некоторое время сохраняется «послевкусие». Надо, чтобы оно его не разочаровало.
4. И, наконец, самое главное. Знаменитая «вопросница»: что? где? когда? как? зачем? куда? почему? (можете ее дополнить по своему усмотрению) к рассказу должна быть применена в обязательном порядке. Тогда вам будет много проще самому понять мотивы своих героев, а уж что говорить о читателе, если у автора каша в голове?

1 комментарий:

  1. К сожалению, издатели нынче шарахаются от издания сборников рассказов, как от чумы.

    ОтветитьУдалить